Лаборатория возрастной психологии и практик развития | Структура и сотрудники СФУ

Лаборатория возрастной психологии и практик развития

Основные задачи

  • Теоретические и эмпирические исследования по развитию детской автономии и самостоятельности включают в себя исследования:
  • Учебной самостоятельности в образовании;
  • Внутренней позиции детей в отношении собственного взросления, отдельных навыков и зон ответственности и проектирования ими своей жизни;
  • Практик родительского контроля и практик предоставления детям самостоятельности;
  • Педагогических практик развития детской самостоятельности и субъектности;
  • Влияние родительского участия и образовательных технологий на динамику становления детской самостоятельности;
  • Создание мастерских в школах-лабораториях и в СФУ в рамках подготовки педагогов высшей школы по внедрению образовательных технологий развития учебной самостоятельности и технологий развития субъектности.

Функции лаборатории

  • Создание новых научных продуктов на основе эмпирических исследований по проблемам психологии и образования.
  • Обеспечение высокого уровня проводимых научных исследований по проблемам психологии и образования за счет синергии результатов исследований и научных коллабораций.
  • Обеспечение организационного и кадрового обеспечения реализации совместной научно-исследовательской программы совместно с НИУ ВШЭ.
  • Установление научных связей с международными организациями, государственными органами, частным образовательными организациями, корпоративными образовательными центрами бизнес компаний по линии прикладных исследований, внедрению технологий и продуктов в области психологии и образования.
Островерх Оксана Семеновна
заведующий
Александрова Оксана Викторовна
старший научный сотрудник лаборатории
адрес: пр. Свободный, 79, ауд. 11-06
Калиновская Ксения Сергеевна
старший научный сотрудник
+7 (391) 206-21-54, KKartashova [at] sfu-kras [dot] ru, страница сотрудника
адрес: пр. Свободный, 79, ауд. 11-06
Кукава Софико Геннадьевна
младший научный сотрудник
Федоренко Елена Юрьевна
старший научный сотрудник
адрес: пр. Свободный, 79, стр. 3, ауд. 32-11

В марте 2021 года в НИУ ВШЭ в рамках второго открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ» победил проект федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» с Институтом образования, Центром исследования современного детства – подразделением НИУ ВШЭ. Всего были поданы 32 заявки от 25 российских университетов и научных центров. Победителями стали 11 проектов, в том числе проект «Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В октябре 2021 года федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» заключил соглашение о научном сотрудничестве с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», НИУ ВШЭ (договор от 07.10.2021 г. № сс/6.13.1-02/с71021-2.).
В рамках соглашения была создана в ФГАОУ ВО «СФУ» лаборатория возрастной психологии и практик развития Департамента науки и инновационной деятельности (далее – лаборатория), реализующая совместную научно-исследовательскую программу в рамках проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ: развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста», который рассчитан на 3 года. Научно-исследовательская программа включает в себя: проектирование программ стажировок, разработку методических материалов для образовательной практики, создание и апробацию психологического инструментария.

Теоретические задачи исследования
  • Теоретический анализ понятия «детская автономия/самостоятельность» применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту.
  • Анализ особенностей развития автономии и самостоятельности детей в зависимости от родительских установок и представлений о норме развития детской автономии.
  • Разработка модели перехода дошкольных видов инициатив и активностей в учебную самостоятельность.
Эмпирические задачи исследования
  • Разработка инструментов качественного и количественного изучения: 
    • установок и представлений о детской самостоятельности у родителей дошкольников и младших школьников;
    • характерных дошкольных видов инициатив у детей 5-6 лет (творческая, коммуникативная, познавательная, инициатива целеполагания);
    • учебной самостоятельности учащихся начальной школы.
  • Лонгитюдное исследование связи между дошкольными видами автономии и учебной самостоятельностью при  переходе ребенка из детского сада в школу:
    • траектории развития детской автономии и самостоятельности при переходе ребенка из детского сада в школу; 
    • феноменология проявления самостоятельности дошкольника и младшего школьника в детско-родительских отношениях;
    • типы ситуаций проявления самостоятельности в детско-родительских отношениях;
    • стилевые характеристики родительского отношения, поддерживающие или препятствующие проявлению самостоятельности ребенка;
    • представления родителя о месте ребенка в семейной системе и их связи с самостоятельностью ребенка.
Практические результаты исследования
  • Проектирование перехода с дошкольной ступени образования в школьную с учетом преемственности условий становления самостоятельности.
  • Методические рекомендации педагогам и родителям дошкольников и младших школьников по этапам и динамике становления самостоятельности ребенка.
  • Сопровождение и родительская поддержка самостоятельности дошкольника, младшего школьника.

Партнёры лаборатории

Партнёры — структурные подразделения СФУ: Институт педагогики, психологии и социологии, Институт непрерывного образования, Гуманитарный институт

Малый пленум «Развитие самостоятельности дошкольников»
XX ежегодная международная конференция «Тенденции развития образования: «Современное образование: выбор будущего», 16–18 марта 2023 ., г. Москва
Ведущая: Поливанова Катерина Николаевна, НИУ ВШЭ, г. Москва
Доклады:

  • Островерх Оксана Семеновна, СФУ, г. Красноярск, Кукава Софико Геннадьевна, СФУ, г.Красноярск «Виды детской самостоятельности и способы ее диагностики»
  • Нисская Анастасия Константиновна, НИУ ВШЭ, г.Москва «Образ самостоятельного ребенка в представлениях родителей детей 6-7 лет».
  • Калиновская Ксения Сергеевна, СФУ, г. Красноярск, Александрова Оксана Викторовна, СФУ, г.Красноярск «Структура представлений о самостоятельности у родителей дошкольников»
  • Федоренко Елена Юрьевна, МВШСЭН, г. Москва «Соотношение представлений педагогов и родителей о самостоятельности дошкольников»

Большой пленум на XX ежегодной международной конференции Тенденции развития образования «Современное образование: выбор будущего», 16–18 марта 2023, г. Москва
Доклад Поливанова Катерина Николаевна НИУ ВШЭ, г. Москва, «Парадоксы агентности», промежуток времени 7.24 — 7.56

Семинар Института образования ВШЭ 14 марта 2023.
Доклад: Островерх Оксана Семеновна, СФУ, г. Красноярск «Как учить инициативе, ответственности и самостоятельности в школе»

XXIX Всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании». 21–23 апреля 2022 года
Доклад Островерх Оксана Семеновна, СФУ г. Красноярск, Свиридова Ольга Игоревна, МАОУ КУГ №1 «Универс», г. Красноярск малый пленум «Образовательное пространство учебной деятельности как условие становления субъектности»

XXIX Всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании». 21–23 апреля 2022 года
Обсуждение доклада Поливановой К.Н. «Как возможна самостоятельность в образовании?» Модератор: Федоренко Е.Ю.

XXIX Всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании». 21–23 апреля 2022 года
Круглый стол «Виды детской инициативы и самостоятельности у ребенка-дошкольника. Подход к исследованию» Участники: Островерх О.С., Сивак Е.В., Федоренко Е.Ю., Калиновская К.С., Александрова О.В., Павленко К.В. Эксперты: Поливанова К.Н., Эльконин Б.Д.

Третий Международный форум семейных образовательных стратегий «108+ родителей», 9-10 апреля 2022 года
Мастер-класс Калиновская Ксения Сергеевна «Послушный и/или самостоятельный?»

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.