Подразделения
- Сектор Азиатско-Тихоокеанского региона 206-25-20, LYakovleva [at] sfu-kras [dot] ru
- Сектор Центральной Азии 206-25-20, ESagoyakova [at] sfu-kras [dot] ru
Основной целью создания Центра стратегических исследований Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является содействие интеграции университета в мировое научно-образовательное пространство, повышение его конкурентоспособности на глобальном рынке знаний, технологий и кадров.
В 2009 году СФУ стал одним из головных вузов Университета Шанхайской организации сотрудничества по направлению «экология».
При поддержке партнерских вузов проводится выездная приёмная кампания в странах ШОС. Планируется создание представительств СФУ в КНР, Кыргызской Республике, Монголии. Все это позволяет развивать международную научно-исследовательскую деятельность, академические обмены студентами, преподавателями, исследователями.
Центр представляет собой одновременно площадку для организации научно-исследовательской деятельности, научно-образовательного обмена между СФУ и ведущими вузами государств ШОС и АТР, а также механизм повышения уровня профессиональной подготовки магистров и аспирантов вуза.
Деятельность Центра способствует решению геополитических задач развития науки и культуры в ключевых регионах Российской Федерации, а также повышения уровня доступности бакалавриата, магистратуры и аспирантуры для лучших выпускников школ и вузов ближнего и дальнего зарубежья, возлагаемых руководством страны на федеральные университеты.
Сектор Азиатско-Тихоокеанского региона
Яковлева Лилиана Сергеевна руководитель +7 (391) 206-25-20, css [at] sfu-kras [dot] ru, страница сотрудника адрес: пр. Свободный, 82— ИСИ, ауд. 1-08 |
Сектор Центральной Азии
Асылбеков Сталбек Эсенбекович ведущий специалист +9 (9677) 755-35-53, stal_1188 [at] mail [dot] ru, страница сотрудника адрес: г. Бишкек, пр. Чуй, 215, каб. 8 | |
Джумаев Акмал Боймухаммадович ведущий специалист +7 963 185-30-09, adzhumaev [at] sfu-kras [dot] ru, страница сотрудника | |
Закирова Василя Фазиловна ведущий специалист +7 (705) 363-07-97, vasilazakirova9 [at] gmail [dot] com, страница сотрудника |
- Сектор Азиатско-Тихоокеанского региона 206-25-20, LYakovleva [at] sfu-kras [dot] ru
- Сектор Центральной Азии 206-25-20, ESagoyakova [at] sfu-kras [dot] ru
- Содействие созданию совместных исследовательских коллективов для осуществления исследований в области фундаментальных и прикладных проблем, разработки на их основе стратегических концепций, выработки рекомендаций и сценариев для федеральных и региональных органов государственной власти и деловых кругов России.
- Организация проведения экспертно-консультативной поддержки экономического сотрудничества между предприятиями России и стран ШОС и АТР.
- Привлечение высококвалифицированных ученых и специалистов из ведущих научных и образовательных учреждений стран-участников ШОС, бизнеса для участия в научно-образовательной деятельности СФУ.
- Координация научно-образовательного обмена между СФУ и ведущими вузами стран ШОС, выделение государственных стипендий для обучения в СФУ наиболее перспективных иностранных студентов и аспирантов.
- Координация межкультурного взаимодействия.
- Организация проведения международных семинаров, конференций, форумов, заседаний межведомственных рабочих групп, комиссий ШОС и т.п. по основным вопросам межгосударственной интеграции в рамках организации, изучению и использованию опыта стран ШОС и АТР для решения актуальных вопросов развития Красноярского края и Сибири в целом.
- Содействие в решении организационных вопросов деятельности Университета в качестве базового вуза Университета ШОС.
- Таджикский технический университет имени М.С. Осими
- Таджикский национальный университет
- Киргизско-технический университет имени И. Раззакова
- Киргизский национальный университет имени Ж. Баласагына
- Кыргызско-Узбекский университет
- Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улукбека
- Хэйлунцзянский Восточный Институт (КНР)
- Хэйлунцзянский университет (КНР)
- Цицикарский университет (КНР)
Концепция университета ШОС
Университет должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия, Индия, Иран, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц Организации (энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии).
Цели создания Университета ШОС определены в рамках ШОС многосторонними нормативно-правовыми актами, принятыми государствами-членами ШОС, и состоят в:
- укреплении взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС;
- развитии интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
- придании нового импульса к расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
- расширении возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты;
- содействии эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.
В настоящий момент создание полноформатного Университета ШОС представляется преждевременным по ряду факторов:
- отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС;
- частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов ШОС;
- отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных сред обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;
- сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.
В этой связи первоочередные мероприятия по созданию Университета ШОС должны быть направлены на решение следующие основных и дополнительных задач:
Основные задачи:
- расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
- увеличение научно-академического сотрудничества;
- внедрение современных образовательных методик и технологий;
- создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом.
Дополнительные задачи:
- проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС;
- подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций;
- создание сети языковых (русский и китайский) и страноведческих курсов.
Взаимодействие между государствами-участниками в области создания и функционирования университета ШОС идет на уровне образовательных ведомств стран с привлечением ими ведущих образовательных учреждений.
Модель Университета ШОС
Подготовка кадров высшей квалификации должна осуществляться по следующим видам образовательных программ:
- подготовительные языковые курсы
- бакалавриат (4 года);
- магистратура (2 года);
- аспирантура (3 года), предусмотренная двусторонними соглашениями;
- докторантура (3 года);
- программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.
Основными языками обучения в рамках Университета ШОС будут государственный язык страны местонахождения и/или официальные языки ШОС - русский и китайский.
Траектория обучения: Студент может обучаться по следующим базовым траекториям:
- Пройти полный курс обучения в своем вузе, а также в вузе-партнере – с возможностью получения 2-х дипломов;
- Прослушать в вузе-партнере из числа головных (базовых) вузов УШОС один или несколько курсов учебных дисциплин по избранной специальности (включенное обучение). При этом этот курс (курсы) будут зачтены в рамках программы его основного вуза
Общая схема взаимодействия, управления и принятия решений в рамках Университета ШОС должна соответствовать механизмам, действующим в ШОС. Модель Университета ШОС должна основываться на взаимодействии университетов государств-членов ШОС, являющихся базовыми (головными) вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране. Университет ШОС должен стать своеобразным «зонтиком», под эгидой и при поддержке которого будет осуществляться образовательная и научная кооперация. Задача головных вузов заключается в поэтапном согласовании программ аспирантов, магистров и бакалавров, реализуемых в рамках образовательных стандартов своих стран, с целью создания единых учебных программ Университета ШОС по соответствующим областям подготовки. Сотрудничество вузов в рамках Университета ШОС целесообразно начать с создания совместных аспирантских программ, которые являются наименее формализованными. Следующим элементом совместного образовательного пространства должны стать совместные магистратуры, доля вузовской составляющей у которых больше, чем в бакалаврских программах. Обучаясь в бакалавриате, студент будет иметь возможность на должном уровне получить языковую подготовку для дальнейшего обучения в магистратуре Университета ШОС без потери времени, выделенного для изучения языка. Работу по согласованию программ подготовки магистров и бакалавров Университета ШОС необходимо начать с первого этапа реализации проекта и внедрять по мере взаимного согласования разделов. Деятельность в рамках Университета ШОС следует начать с работы по нескольким приоритетным направлениям в области естественных и гуманитарных наук и, отрабатывая методологию, расширять на другие области подготовки. Университет ШОС должен быть открыт для новых вузов и создания новых совместных программ подготовки.
Исходя из интересов государств-членов ШОС целесообразно на первом этапе становления университета ввести следующие направления подготовки: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии. В дальнейшем по согласованию образовательных ведомств государств-участников будут введены другие направления и уточнен набор специальностей.
Схема обучения в Университете ШОС
Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует данную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничивается. Студент обязан пройти обучение в иностранном вузе-партнере сроком не менее 1-го семестра.
Набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС. Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств-членов ШОС в бюджете Университета. Такие квоты определяются странами ежегодно и применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС. Вторая группа студентов - это студенты, обучающиеся на контрактной основе и самостоятельно покрывающие расходы на свое обучение. Количество студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между базовыми вузами. Предварительное согласование необходимо, прежде всего, для планирования и регулирования последующих потоков академической мобильности.
По итогам обучения, студент получает диплом вуза, в котором начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени) и на начальном этапе создания Университета ШОС – сертификат Университета ШОС, а в последствии - единый диплом Университета ШОС, признаваемый во всех странах участниках.
Система управления Университетом ШОС
В соответствии с механизмами управления, существующими в ШОС, система управления Университетом ШОС включает несколько ступеней:
- Координационный (исполнительный) совет, в который входят по одному представителю от страны из органа, отвечающего за образовательное сотрудничество. Является целесообразным совместить представительство в Координационном совете Университета ШОС и в Экспертной рабочей группе государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. При невозможности такого совмещения представитель в Координационный совет Университета ШОС назначается по согласованию с представителем Экспертной рабочей группы государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. Руководство Координационном советом осуществляется на ротационной основе. Координационный совет обеспечивает координацию деятельности Университета ШОС на уровне соответствующих министерств и руководящих органов ШОС и вносит предложения по обеспечению нормативно-правовой деятельности Университета ШОС.
- Попечительский совет. Обеспечивает формирование положительного имиджа Университета ШОС в странах-участницах Организации и мировом образовательном сообществе, привлечение бизнес-структур для совместной подготовки специалистов и содействие в трудоустройстве выпускников. Способствует привлечению финансовых средств для развития Университета ШОС. Продвигает интересы Университета ШОС в различных государственных и негосударственных структурах, фондах и организациях.
- Секретариат (ректорат) Университета ШОС. Осуществляет управление текущей деятельностью Университета ШОС, в том числе информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение деятельности Университета ШОС, ведение текущих дел и документации.
- Экспертные группы по каждой области подготовки включают по одному представителю от каждого базового вуза по каждой области подготовки. Осуществляют поддержку учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в конкретной области подготовки.
Финансовые основы функционирования Университета ШОС
Финансовой основой деятельности Университета ШОС является его бюджет, который должен обеспечивать:
- функционирование координационного (исполнительного) совета, секретариата и экспертных групп Университета ШОС;
- разработку согласованных учебных программ;
- проведение рабочих встреч по проблемам развития Университета ШОС;
- стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС;
- покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов по программам Университета ШОС.
Бюджет Университета ШОС формируется из различных источников:
- средств соответствующих министерств государств-членов ШОС или целевых программ;
- взносов стран-участниц Организации в рамках развития структур ШОС;
- внебюджетных (контрактных) средств обучения студентов;
- прочих источников.
Финансирование конкретных направлений деятельности должно осуществляться из различных источников. Например, разработку согласованных учебных программ и проведение рабочих встреч целесообразно финансировать из средств соответствующих министерств государств-членов ШОС, а функционирование координационного совета и секретариата Университета ШОС – из взаимосогласованного бюджета всех участников проекта.
Основные этапы создания Университета ШОС
- согласование намерений и понимания стран участниц;
- выработка схемы функционирования;
- подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
- определение головных вузов стран и начало согласования программ;
- выработка Устава Университета ШОС;
- подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами государств-членов ШОС.
Мероприятия по организации Университета ШОС могут быть реализованы в следующие сроки:
1. Краткосрочная перспектива (в течение 2008-2009 г):
- выяснение позиций и потенциалов стран-участниц Организации по вопросу создания Университета ШОС;
- разработка концепции развития университета ШОС для обсуждения со странами-участницами проекта;
- подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
- анализ нормативной базы для совместного дипломирования и сертификации и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
- согласование группы университетов, участвующих в проекте и определение университетов, курирующих определенные направления подготовки в рамках Университета ШОС;
- согласование нескольких магистерских программ совместного обучения на базе уже существующих образовательных связей в качестве «опытного поля»;
- разработка проектов и систем обеспечения качества магистерских программ по согласованным специальностям- поддержка существующих в государствах-членах ШОС центров русского и китайского языка и «конвертация» их в языковые центры ШОС (по одному от страны), разработка на их базе курсов языковых специалистов для органов ШОС с соответствующей сертификацией.
2. Среднесрочная перспектива (2009-2010 г г):
- подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами стран ШОС;
- согласование нормативной базы выдачи документов об образовании университета ШОС и их форм, полученных по согласованных программам обучения и курсам;
- создание и ввод в действие учебных, управляющих и административных структур Университета ШОС;
- запуск совместных докторантур (аспирантур) (предусматривается уже существующими двусторонними соглашениями), проведение совместных скоординированных научных исследований;
- согласование магистерских и бакалаврских программ подготовки, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
- согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках университета ШОС.
3. Долгосрочная перспектива (2010-12 гг.)
- запуск подготовки по системе «бакалавр плюс магистр» по тем направлениям подготовки, которые осуществлялись на базе магистратуры;
- создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования Университета;
- расширение списка направлений и специальностей подготовки;
- издание собственных научных вестников и других изданий университета;
- проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, а также на международную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности Университета.