Центр стратегических исследований Шанхайской организации сотрудничества и Азиатско-Тихоокеанского региона (Центр стратегических исследований ШОС и АТР)

телефон: +7 (391) 291-21-83
факс: +7 (391) 291-21-83

Подразделения

Основной целью создания Центра стратегических исследований Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является содействие интеграции университета в мировое научно-образовательное пространство, повышение его конкурентоспособности на глобальном рынке знаний, технологий и кадров.

В 2009 году СФУ стал одним из головных вузов Университета Шанхайской организации сотрудничества по направлению «экология».

При поддержке партнерских вузов проводится выездная приёмная кампания в странах ШОС. Планируется создание представительств СФУ в КНР, Кыргызской Республике, Монголии. Все это позволяет развивать международную научно-исследовательскую деятельность, академические обмены студентами, преподавателями, исследователями.

Центр представляет собой одновременно площадку для организации научно-исследовательской деятельности, научно-образовательного обмена между СФУ и ведущими вузами государств ШОС и АТР, а также механизм повышения уровня профессиональной подготовки магистров и аспирантов вуза.

Деятельность Центра способствует решению геополитических задач развития науки и культуры в ключевых регионах Российской Федерации, а также повышения уровня доступности бакалавриата, магистратуры и аспирантуры для лучших выпускников школ и вузов ближнего и дальнего зарубежья, возлагаемых руководством страны на федеральные университеты.

∘  
Ужва Андрей Анатольевич
директор
auzhva [at] sfu-kras [dot] ru, страница сотрудника

Сектор Азиатско-Тихоокеанского региона

∘  
Алаерова Гулбахор Тоировна
руководитель

Сектор Центральной Азии

∘  
Герман Юрий Владимирович
руководитель
∘  
Петрова Ольга Александровна
инженер
  • Содействие созданию совместных исследовательских коллективов для осуществления исследований в области фундаментальных и прикладных проблем, разработки на их основе стратегических концепций, выработки рекомендаций и сценариев для федеральных и региональных органов государственной власти и деловых кругов России.
  • Организация проведения экспертно-консультативной поддержки экономического сотрудничества между предприятиями России и стран ШОС и АТР.
  • Привлечение высококвалифицированных ученых и специалистов из ведущих научных и образовательных учреждений стран-участников ШОС, бизнеса для участия в научно-образовательной деятельности СФУ.
  • Координация научно-образовательного обмена между СФУ и ведущими вузами стран ШОС, выделение государственных стипендий для обучения в СФУ наиболее перспективных иностранных студентов и аспирантов.
  • Координация межкультурного взаимодействия.
  • Организация проведения международных семинаров, конференций, форумов, заседаний межведомственных рабочих групп, комиссий ШОС и т.п. по основным вопросам межгосударственной интеграции в рамках организации, изучению и использованию опыта стран ШОС и АТР для решения актуальных вопросов развития Красноярского края и Сибири в целом.
  • Содействие в решении организационных вопросов деятельности Университета в качестве базового вуза Университета ШОС.
  • Таджикский технический университет имени М.С. Осими
  • Таджикский национальный университет
  • Киргизско-технический университет имени И. Раззакова
  • Киргизский национальный университет имени Ж. Баласагына
  • Кыргызско-Узбекский университет
  • Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улукбека
  • Хэйлунцзянский Восточный Институт (КНР)
  • Хэйлунцзянский университет (КНР)
  • Цицикарский университет (КНР)

Концепция университета ШОС

Университет должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия, Индия, Иран, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц Организации (энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии).

Цели создания Университета ШОС определены в рамках ШОС многосторонними нормативно-правовыми актами, принятыми государствами-членами ШОС, и состоят в:

  • укреплении взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС;
  • развитии интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
  • придании нового импульса к расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
  • расширении возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты;
  • содействии эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.

В настоящий момент создание полноформатного Университета ШОС представляется преждевременным по ряду факторов:

  • отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС;
  • частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов ШОС;
  • отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных сред обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;
  • сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.

В этой связи первоочередные мероприятия по созданию Университета ШОС должны быть направлены на решение следующие основных и дополнительных задач:

Основные задачи:

  • расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
  • увеличение научно-академического сотрудничества;
  • внедрение современных образовательных методик и технологий;
  • создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом.

Дополнительные задачи:

  • проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС;
  • подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций;
  • создание сети языковых (русский и китайский) и страноведческих курсов.

Взаимодействие между государствами-участниками в области создания и функционирования университета ШОС идет на уровне образовательных ведомств стран с привлечением ими ведущих образовательных учреждений.

Модель Университета ШОС

Подготовка кадров высшей квалификации должна осуществляться по следующим видам образовательных программ:

  • подготовительные языковые курсы
  • бакалавриат (4 года);
  • магистратура (2 года);
  • аспирантура (3 года), предусмотренная двусторонними соглашениями;
  • докторантура (3 года);
  • программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.

Основными языками обучения в рамках Университета ШОС будут государственный язык страны местонахождения и/или официальные языки ШОС - русский и китайский.

Траектория обучения: Студент может обучаться по следующим базовым траекториям:

  1. Пройти полный курс обучения в своем вузе, а также в вузе-партнере – с возможностью получения 2-х дипломов;
  2. Прослушать в вузе-партнере из числа головных (базовых) вузов УШОС один или несколько курсов учебных дисциплин по избранной специальности (включенное обучение). При этом этот курс (курсы) будут зачтены в рамках программы его основного вуза

Общая схема взаимодействия, управления и принятия решений в рамках Университета ШОС должна соответствовать механизмам, действующим в ШОС. Модель Университета ШОС должна основываться на взаимодействии университетов государств-членов ШОС, являющихся базовыми (головными) вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране. Университет ШОС должен стать своеобразным «зонтиком», под эгидой и при поддержке которого будет осуществляться образовательная и научная кооперация. Задача головных вузов заключается в поэтапном согласовании программ аспирантов, магистров и бакалавров, реализуемых в рамках образовательных стандартов своих стран, с целью создания единых учебных программ Университета ШОС по соответствующим областям подготовки. Сотрудничество вузов в рамках Университета ШОС целесообразно начать с создания совместных аспирантских программ, которые являются наименее формализованными. Следующим элементом совместного образовательного пространства должны стать совместные магистратуры, доля вузовской составляющей у которых больше, чем в бакалаврских программах. Обучаясь в бакалавриате, студент будет иметь возможность на должном уровне получить языковую подготовку для дальнейшего обучения в магистратуре Университета ШОС без потери времени, выделенного для изучения языка. Работу по согласованию программ подготовки магистров и бакалавров Университета ШОС необходимо начать с первого этапа реализации проекта и внедрять по мере взаимного согласования разделов. Деятельность в рамках Университета ШОС следует начать с работы по нескольким приоритетным направлениям в области естественных и гуманитарных наук и, отрабатывая методологию, расширять на другие области подготовки. Университет ШОС должен быть открыт для новых вузов и создания новых совместных программ подготовки.
Исходя из интересов государств-членов ШОС целесообразно на первом этапе становления университета ввести следующие направления подготовки: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии. В дальнейшем по согласованию образовательных ведомств государств-участников будут введены другие направления и уточнен набор специальностей.

Схема обучения в Университете ШОС

Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует данную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничивается. Студент обязан пройти обучение в иностранном вузе-партнере сроком не менее 1-го семестра.

Набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС. Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств-членов ШОС в бюджете Университета. Такие квоты определяются странами ежегодно и применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС. Вторая группа студентов - это студенты, обучающиеся на контрактной основе и самостоятельно покрывающие расходы на свое обучение. Количество студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между базовыми вузами. Предварительное согласование необходимо, прежде всего, для планирования и регулирования последующих потоков академической мобильности.

По итогам обучения, студент получает диплом вуза, в котором начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени) и на начальном этапе создания Университета ШОС – сертификат Университета ШОС, а в последствии - единый диплом Университета ШОС, признаваемый во всех странах участниках.

Система управления Университетом ШОС

В соответствии с механизмами управления, существующими в ШОС, система управления Университетом ШОС включает несколько ступеней:

  • Координационный (исполнительный) совет, в который входят по одному представителю от страны из органа, отвечающего за образовательное сотрудничество. Является целесообразным совместить представительство в Координационном совете Университета ШОС и в Экспертной рабочей группе государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. При невозможности такого совмещения представитель в Координационный совет Университета ШОС назначается по согласованию с представителем Экспертной рабочей группы государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. Руководство Координационном советом осуществляется на ротационной основе. Координационный совет обеспечивает координацию деятельности Университета ШОС на уровне соответствующих министерств и руководящих органов ШОС и вносит предложения по обеспечению нормативно-правовой деятельности Университета ШОС.
  • Попечительский совет. Обеспечивает формирование положительного имиджа Университета ШОС в странах-участницах Организации и мировом образовательном сообществе, привлечение бизнес-структур для совместной подготовки специалистов и содействие в трудоустройстве выпускников. Способствует привлечению финансовых средств для развития Университета ШОС. Продвигает интересы Университета ШОС в различных государственных и негосударственных структурах, фондах и организациях.
  • Секретариат (ректорат) Университета ШОС. Осуществляет управление текущей деятельностью Университета ШОС, в том числе информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение деятельности Университета ШОС, ведение текущих дел и документации.
  • Экспертные группы по каждой области подготовки включают по одному представителю от каждого базового вуза по каждой области подготовки. Осуществляют поддержку учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в конкретной области подготовки.

Финансовые основы функционирования Университета ШОС

Финансовой основой деятельности Университета ШОС является его бюджет, который должен обеспечивать:

  • функционирование координационного (исполнительного) совета, секретариата и экспертных групп Университета ШОС;
  • разработку согласованных учебных программ;
  • проведение рабочих встреч по проблемам развития Университета ШОС;
  • стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС;
  • покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов по программам Университета ШОС.

Бюджет Университета ШОС формируется из различных источников:

  • средств соответствующих министерств государств-членов ШОС или целевых программ;
  • взносов стран-участниц Организации в рамках развития структур ШОС;
  • внебюджетных (контрактных) средств обучения студентов;
  • прочих источников.

Финансирование конкретных направлений деятельности должно осуществляться из различных источников. Например, разработку согласованных учебных программ и проведение рабочих встреч целесообразно финансировать из средств соответствующих министерств государств-членов ШОС, а функционирование координационного совета и секретариата Университета ШОС – из взаимосогласованного бюджета всех участников проекта.

Основные этапы создания Университета ШОС

  • согласование намерений и понимания стран участниц;
  • выработка схемы функционирования;
  • подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
  • определение головных вузов стран и начало согласования программ;
  • выработка Устава Университета ШОС;
  • подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами государств-членов ШОС.

Мероприятия по организации Университета ШОС могут быть реализованы в следующие сроки:

1. Краткосрочная перспектива (в течение 2008-2009 г):

  • выяснение позиций и потенциалов стран-участниц Организации по вопросу создания Университета ШОС;
  • разработка концепции развития университета ШОС для обсуждения со странами-участницами проекта;
  • подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
  • анализ нормативной базы для совместного дипломирования и сертификации и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
  • согласование группы университетов, участвующих в проекте и определение университетов, курирующих определенные направления подготовки в рамках Университета ШОС;
  • согласование нескольких магистерских программ совместного обучения на базе уже существующих образовательных связей в качестве «опытного поля»;
  • разработка проектов и систем обеспечения качества магистерских программ по согласованным специальностям- поддержка существующих в государствах-членах ШОС центров русского и китайского языка и «конвертация» их в языковые центры ШОС (по одному от страны), разработка на их базе курсов языковых специалистов для органов ШОС с соответствующей сертификацией.

2. Среднесрочная перспектива (2009-2010 г г):

  • подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами стран ШОС;
  • согласование нормативной базы выдачи документов об образовании университета ШОС и их форм, полученных по согласованных программам обучения и курсам;
  • создание и ввод в действие учебных, управляющих и административных структур Университета ШОС;
  • запуск совместных докторантур (аспирантур) (предусматривается уже существующими двусторонними соглашениями), проведение совместных скоординированных научных исследований;
  • согласование магистерских и бакалаврских программ подготовки, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
  • согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках университета ШОС.

3. Долгосрочная перспектива (2010-12 гг.)

  • запуск подготовки по системе «бакалавр плюс магистр» по тем направлениям подготовки, которые осуществлялись на базе магистратуры;
  • создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования Университета;
  • расширение списка направлений и специальностей подготовки;
  • издание собственных научных вестников и других изданий университета;
  • проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, а также на международную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности Университета.

Организация и особенности противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму в рамках ШОС

Водно-энергетические ресурсы Центральной Азии и проблемы региональной безопасности

Развитие демократии в Центральной Азии

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.