Центр геополитики и международных отношений

телефон: +7 (391) 220-59-60
адрес: ул. Лиды Прушинской, 2, ауд. 5-06
веб-сайт: international.sfu-kras.ru
ВКонтакте: vk.com/krasmun
веб-сайт: twitter.com/NikulenkovV

Направления работы

  • проведение международного молодёжного проекта Модель ООН;
  • курирование и участие СФУ в работе UArctic;
  • курирование и участие СФУ в работе Евразийского союза.
Никуленков Василий Валентинович
директор
+7 923 277-07-27, VNikulenkov [at] sfu-kras [dot] ru, страница сотрудника
адрес: ул. Лиды Прушинской, 2, ауд. 2-24
Дубова Екатерина Дмитриевна
специалист
адрес: ул. Лиды Прушинской, 2, ауд. 5-06

В СФУ обсудили построение единого валютного пространства Евразийского экономического союза

27–28 апреля 2016 года в Красноярске (площадка ИКИТ СФУ) состоялся научно-образовательный семинар для победителей второй ступени конкурса «Валюта ЕАЭС — 2015». Учёные-экономисты и практики встретились за круглым столом со студентами — авторами лучших научно-исследовательских проектов на тему опыта внедрения единой валюты.

Справка

С 1 января 2015 года в мире существует Евразийский экономический союз, в который вошли Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан и Россия. Как новая интеграционная модель союз представляет из себя единую зону свободной торговли. Также все эти государства входят в ОДКБ — организацию договора коллективной безопасности. Однако, даже такой мощный Союз нуждается в широкой общественной, информационной, научно-образовательной поддержке своих начинаний. Один из ключевых вопросов экономической интеграции — это единая валютная среда. Построить общее валютное пространство можно, соблюдая взаимные интересы и необходимые финансовые и правовые механизмы, которые кому-то нужно разрабатывать.

Василий Никуленков, директор Центра геополитики и международных отношений СФУ, канд. ист. наук: «Для Красноярского края представляется большой честью принимать участие в разработке данных рекомендации для представителей Правительства Российской Федерации. Институт экономических стратегий в Москве провёл два этапа совершенно уникального конкурса „Валюта ЕАЭС — 2015“, в рамках которого студенческой молодёжи была предоставлена возможность принять личное участие в формирование своего экономического будущего.

Огромную роль в формировании единого видения будущего союза играют учёные разных направлений: экономисты, политологи, историки, специалисты в области геополитики и международных отношений. Противники Евразийского с
союза, которые неоднократно высказывались об этом публично — представители США и ЕС проводят целый комплекс мероприятий в сфере публичной дипломатии для завоевания общественных симпатий на евразийском пространстве. Однако мы с вами понимаем, что наиболее прочные и долгосрочные международные контакты у нас могут быть только с близкими соседями, с которыми нас связывает тысячелетие совместной мирной жизни.

Школа публичной дипломатии и Центр геополитики и международных отношений СФУ выступают организаторами научно образовательных площадок в сфере популяризации Евразийской интеграции с 2014 года».

Организатор мероприятия — Институт экономических стратегий Российской академии наук. Конкурс проводился в рамках проекта по поддержке научно-образовательных и предпринимательских инициатив в области формирования евразийского финансового рынка, который реализуется институтом в целях развития интеграции в рамках ЕАЭС.

Участие в конкурсе приняли свыше 200 студентов, аспирантов и молодых специалистов из России, Сербии, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Все они представили работы на тему «Единое валютное пространство: анализ мнений о концепциях и инструментах политических и бизнес-элит стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС».

Победителями первого этапа конкурса «Валюта ЕАЭС 2015» стали 4 студента СФУ, а лауреатами второго этапа — 12 студентов университета.

Экспертами семинара выступили:

  • О. Н. Владимирова — профессор ТЭИ СФУ, д-р экон. наук;
  • О. В. Сырцов — предприниматель, консультант по бизнес-планированию
  • Ш. А. Шовхалов — доцент СФУ, какд. экон. наук;
  • О. И. Бабина — преподаватель кафедры бизнес-информатики ИУБПЭ СФУ;
  • В. В. Никуленков — директор Центра геополитики и международных отношений СФУ, канд. ист. наук, доцент.

Присоединиться к Центру Евразийского союза в Красноярске можно, отправив заявку на почту interrelations [dot] centre [at] yandex [dot] ru.

Модель ООН в СФУ

Активное развитие общественной дипломатии в последнее десятилетие (в мире и России) требует повышения компетенции студенческой молодежи в рамках молодежной дипломатии. Российские вузы (в частности, МГИМО, МГУ, СПбГУ, СФУ, НГУ, ЮФУ, УрФУ) взяли курс на укрепление и расширение международных связей. Именно поэтому они создают на своей базе условия для международного диалога, обмена опытом с ведущими Университетами Европы и США, стараются войти в крупные молодежные дипломатические проекты.

Красноярская Модель Организации Объединенных Наций (КрасМООН, Krasnoyarsk International Model United Nations, КrasIMUN) — это дипломатический проект СНО «Студенческий центр международных отношений», который представляет собой народную школу молодого дипломата, основанную на прогнозировании международных решений, дублировании деятельности глобальных организаций и экспертном сопровождении внешнеполитической стратегии Российской Федерации.

Важной особенностью Красноярской Модели ООН стал принцип гуманитаризации технического образования и моделирования работы комитетов в соответствии со специализацией учащихся. Кроме того, Модель ООН — это синтез научной конференции и ролевой игры, в ходе которого студенты и учащиеся старших классов на нескольких официальных языках ООН воспроизводят работу органов этой Организации, приобретают дипломатические, лидерские, ораторские и языковые навыки и умение приходить к компромиссу. Модель Организации Объединенных Наций является международной программой дополнительного образования старших школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых. Наибольшее распространение идея моделирования деятельности ООН получила в США и в Европе зарегистрировано около 40 подобных организаций. Самая представительная конференция модели ООН ежегодно проходит в Гааге (Нидерланды).

Молодежный проект Модель ООН полностью имитирует работу реальной Организации Объединенных Наций. В течение нескольких дней проведения Модели старшеклассники, студенты, аспиранты и молодые сотрудники СФУ воспроизводят работу органов этой Организации. Тренинги в преддверии сессий проходят на нескольких официальных языках ООН. В процессе игры делегаты стран-участниц ООН обсуждают глобальные проблемы современности и выносят резолюции. Кроме того, участники оттачивают дипломатические, лидерские, ораторские и языковые навыки, вырабатывают умение приходить к компромиссу.

В настоящее время модельное движение становится все более популярным во всех крупных городах разных стран. Принцип глобального моделирования считается одним из самых эффективных интерактивных способов обучения будущих дипломатов, независимо от основной профессии участников.

Отделение Российской ассоциации политической науки в Красноярске

Российская ассоциация политической науки (РАПН) — общероссийская общественная организация, объединяющая в своих рядах профессионалов-политологов из различных регионов РФ. Основная цель ассоциации — способствовать консолидации профессионального научного сообщества и развитию политологии в России. Приоритеты деятельности ассоциации:

  • утверждение профессиональных стандартов и этических норм в работе политологов;
  • развитие инфраструктуры сообщества политологов;
  • развитие научных основ и традиций российской политологии;
  • развитие политического образования и преподавания политологии;
  • повышение экспертной значимости отечественной политической науки.

Основные вехи истории РАПН

Региональное отделение РАПН в Красноярском крае было открыто 13 февраля 2014 года на базе Центра геополитики и международных отношений Управления международных связей СФУ.

Контакты и руководство

  • Любчик Евгений Александрович
    председатель Красноярского регионального отделения РАПН
  • Никуленков Василий Валентинович
    ученый секретарь Красноярского регионального отделения РАПН

адрес: 660075, Красноярск, ул. Лидии Прушинской, 2, ауд. 5-06
телефон: +7 (391) 220-59-60
e-mail: rapnkrasreg@gmail.com
сайт: www.rapn.ru

Студенческое научное общество «Студенческий центр дипломатии и международных отношений»

Студенческое научное общество «Студенческий центр дипломатии и международных отношений» занимается научно-исследовательской работой со школьниками старших классов, студентами, магистрантами, аспирантами и молодыми учеными по направлениям, связанным с дипломатией и международными отношениями, всеобщей историей, мировой политикой.

Критерии выбора научно-исследовательских направлений, определяются внешнеполитическими интересами Российской Федерации и соответствуют концепции внешней политики РФ.

Научно-исследовательская работа в СНО «Студенческий центр дипломатии и международных отношений»:

  • способствует формированию профессиональных компетенций у молодых исследователей-международников, изучению теории и истории международных отношений, искусству ведения переговоров, основ дипломатического протокола и этикета, анализа и прогнозирования международных конфликтов, анализа современной мировой политики;
  • оказывает содействие раскрытию научно-исследовательского потенциала членов студенческого научного общества в области истории, политологии, дипломатии и международных отношений;
  • популяризирует исследовательскую работу среди студентов, повышая качество подготовки студентов, через развитие у них практических навыков, развитие способности творчески и эффективно применять в своей практической деятельности достижения современной науки;
  • ставит одной из главных задач — повышение дипломатического, языкового, управленческого и общеобразовательного уровня студентов и подготовка кадрового резерва будущих управленцев на федеральном и региональном уровнях.

В рамках планирования, подготовки и организации молодежного дипломатического проекта «Модель ООН и других глобальных организаций» СНО участвует в следующих направлениях экспертной поддержки:

  • экспертное сопровождение работы комитетов (профессиональное участие студентов, молодых ученых, преподавателей кафедры в качестве председателей, сопредседателей и экспертов);
  • экспертиза резолюций (помощь делегатам в формировании резолюций в соответствии с нормами международного права);
  • поддержка в области обучения делегатов следующим направлениям: курс по дипломатическому протоколу, курс по правилам написания резолюции, курс правилам процедуры ведения заседания, курс по иностранному языку (рабочему языку того или иного комитета);
  • организация дня мастер-классов по дипломатии и международным отношениям в рамках открытия Красноярской Модели ООН и других глобальных организаций.

Члены СНО участвуют в научно-популярных и дипломатических мероприятиях всех уровней, студенческих научных семинарах и олимпиадах, занимаются написанием и публикацией научных статей.

Практическая роль молодёжных решений в рамках Модели ООН

Студенческий посол Университета Арктики

Программа студенческих послов Университета Арктики была создана в 2014 году. Студенческие послы официально представляют Университет Арктики (УАрктики), а также свои вузы и регионы проживания в мероприятиях, организованных членами УАрктики и партнерскими организациями региона. Кроме того, они участвуют в различных событиях и деятельности УАрктики, чтобы представлять студенчество Арктики. Также послы сотрудничают с другими студентами из разных вузов, участвующих в УАрктики, и рекламируют УАрктики, предлагаемые им учебные возможности в своих вузах. Срок пребывания студента в качества посла — 3 года.

текущий студенческий посол от СФУ: Соколова Анастасия
+7 902 959-79-95, uarcticsfu@mail.ru

  • сотрудник Секретариата Красноярской Модели ООН СФУ.
  • стипендиат Оксфордской стипендии 2014;
  • делегат Модели Международного трибунала по Руанде 2014;
  • представитель делегации Германии на первой Модели Совета Европы 2014;
  • министр делегации США на первой Модели Арктического Совета 2014;
  • владеет английским и китайским языком;
  • в 2013 году обучалась в Хэйлундзянском университете г. Харбин;
  • в 2014 году обучалась в пекинском университете.

Как стать студенческим послом

Чем должен обладать студенческий посол УАрктики:

  • быть студентом СФУ (2 курс и старше);
  • участвовать в деятельности УАрктики (например быть стипендиатом программ УАрктики или заниматься изучением Арктики);
  • иметь хорошие навыки общения, в том числе хорошо владеть английским языком.

Документы, которые необходимо предоставить на пост посла:

  • резюме (CV) на английском языке, подчёркивающее область изучения, академические достижения и общественную активность кандидата, а также включающее краткое изложение его навыков общения;
  • мотивационное письмо (Letter of Interest) на английском языке, объясняющее, почему студент интересуется УАрктики, почему он стал бы хорошим студенческим послом, и каким образом студент планирует контактировать с другими студентами будучи послом.

Студенческие послы смогут обсудить важные вопросы по Арктике с руководством УАрктики и партнёрами вуза в регионе. В конце срока деятельности в качестве студенческого посла УАрктики участник проекта получит свидетельство о признании УАрктики (UArctic Certificate of Recognition).

Студенты, прошедшие отбор в СФУ, смогут принять участие в семинаре в январе 2015 года в г. Тромсо (Норвегия) в рамках международной конференции «Арктические Границы» (Arctic Frontiers). В ходе семинара студенческие послы встретятся и обсудят свои задачи с руководством УАрктики, а также с Принцем Альбертом II (Княжество Монако).

СФУ и Университет Арктики

СФУ стал членом научно-исследовательского и образовательного проекта «Университет Арктики» (University of Arctic). Такое решение было принято на Конгрессе УАрктики, который прошел 21 мая 2014 года на базе Университета Северной Британской Колумбии (Канада).

В УАрктики входят наиболее прогрессивные, интересные международному сообществу вузы и исследовательские организации. СФУ интересен северному сообществу как университет, ведущий обширную работу на территории Крайнего Севера, в частности, в зоне шельфа. Это и этнонаправление, и геонаработки, и строительные проекты, и юридическое сопровождение интересов России в Арктике. На сегодня университет получил так называемое полное членство, что даёт ему право считаться членом УАрктики, а после прохождения некоторых формальностей войти в Совет УАрктики и даже возглавить его на один год.

Членство в УАрктики даст студентам СФУ:

  • возможность освоить ряд образовательных программ, реализуемых УАрктики;
  • получить диплом бакалавра, признаваемый в Северной Европе, США и Канаде;
  • пройти обучение в университетах-партнерах проекта в рамках программы студенческого обмена «North2north».

Научно-исследовательская деятельность УАрктики строится в рамках программы сетевого взаимодействия «Тематические сети», обеспечивающей оптимальную структуру для получения и обмена знаниями по Северу. В настоящее время в рамках УАрктики действуют тематические сети подготовки учителей среди коренного населения, глобальных изменений Арктики, арктической медицины, управления Севером, арктической инженерии и науки, северного туризма, народного творчества коренных народов, местного и регионального развития Севера и многие другие. Планируется, что эти программы смогут заработать в СФУ в полную силу уже к новому году.

Банк низовых инноваций Молодежного Совета стран ШОС

Одной из важнейших долгосрочных задач России остается укрепление инновационной составляющей своего экономического развития. В ходе ее решения должно усилиться внимание к соотношению вкладов в научно-техническое развитие федерального центра и регионов.

Вопросы интенсификации научно-технической, изобретательской, инновационной деятельности на отдельных предприятиях, в регионах, отраслях экономики, таких, как транспорт, связь, сфера обслуживания — это прерогатива регионов. Широкое распространение новых технологий в отрасли экономики без активной поддержки центра со стороны регионов, без энергичной деятельности последних практически невозможно.

В этом отношении полезно учитывать зарубежный опыт, в частности, опыт США, где уже в 70-е годы наблюдались, а в последующие годы усиливались тенденции активной научно-технической политики в отношении регионов.

За последние двадцать лет экономический рост ряда развивающихся стран ускорился, благодаря существенным инвестициям в науку, технологии и инновации (НТИ), превратив их в страны со средним доходом.

Инновации, возникающие в формальном секторе экономки, редко удовлетворяют потребности бедных, потому что в основном политика по развитию НТИ направлена на достижение экономического роста и международной конкурентоспособности, а не на сокращение бедности.

Особый рывок в политике «низовых инноваций» совершило правительство Индии, провозгласив социально-экономическое благо как одну из целей развития науки и технологий в стране. Результаты проводимой политики способствовали продвижению в решении серьезных проблем индийского общества — нехватки продуктов питания, питьевой воды, энергии. Наблюдается тенденция к снижению бедности в стране.

Молодежный Совет министров стран ШОС при Школе публичной дипломатии Красноярска (проект Центра геополитики и международных отношений УМС СФУ) объединил представители блока ШОС, которые в реальном времени обсуждают проблемы своих стран и предлагают решения «взрослым министрам» через онлайн-площадку.

Встречи молодых представителей стран ШОС проходили трижды в 2014 году:

  • 17–19 марта 2014 года на форуме студентов Сибири и Азии «Роль и место молодёжи в публичной и научной дипломатии» (Томск, ТГУ);
  • 2–7 июля 2014 года на международном фестивале «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)», площадка «Молодые политики» (Чита);
  • 3-4 декабря 2014 года на Сибирском историческом форуме в рамках молодежной площадки Совета министров науки и образования стран ШОС (Красноярск, СФУ)

Экспертом проекта Школы публичной дипломатии «Банк низовых инноваций стран ШОС» стал профессор из Индии Викас Кравда (.pdf)

К декабрю 2014 года сложился Молодежный Совет стран ШОС при Школе публичной дипломатии. Одним из положений, воплощенных в жизнь, стал «Банк низовых инновации», который в данный момент пополняется проектами школьников и студентов Красноярского края:

  • Голиков Эдуард, студент ПИ СФУ 1 курс (в проекте с 2012 года) — «Новая модель знака аварийной остановки, обладающая высокой степенью видимости в любых погодных условиях без внешнего источника света»;
  • Смолин Даниил, МБОУ СОШ № 151, 8 класс, «Краевая школа технической и технологической культуры» — проект «Энергоsave» (использование элемента Пельтье, как альтернативного источника энергии);
  • Андрей Андрейчиков, Валерий Верхов, МКОУ школа № 97 — проект «Экополис», инновационная химическая переработка отходов производства;
  • Пахмутов Кирилл, МБОУ СОШ № 22, 11 класс, «Краевая школа технической и технологической культуры» — проект «Безопасный город»;
  • Абашкин Александр, Нижнеингашский район, 8 класс, «Усовершенствованный стол для людей с ограниченными возможностями»;
  • Гондарюк Денис и Скляров Павел, Кежемский район, 10 класс, «Автоматизированный гардероб»;
  • Сердюк Сергей, Нижнеингашский район, 8 класс, «Музыкальная куртка».

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.