Центр геополитики и международных отношений

Практическая роль молодёжных решений в рамках Модели ООН

Не смотря на всю критику существующей сегодня госслужбы в России, одна из ключевых позиции в принятии решений не только на региональном, но и на федеральном уровне с советского времени все же изменилась. К молодежи, действительно, прислушиваются, и отождествляет ее порой полноценным, а главное оригинальным интеллектуальным ресурсом. В Красноярске уже с 2010 года молодежное сообщество под названием Модель Организации Объединенных наций, принимая облик дипломатов стран мира — от Австрии до Японии в форме интенсивных дебатов решают острые международные проблемы в области экономики и социальной политики, прав человека, экологии, национальной безопасности, культуры и спорта. В отличие от всех остальных Моделей ООН России и мира, Красноярская Модель — это не клуб по имитации работы органов ООН, а молодежное экспертное сообщество, которое помогает органам власти, соответствующим министерствам решать конкретные общегосударственные задачи.

Любая резолюция — как интеллектуальный продукт молодых дипломатов носит сугубо прикладной характер, а на повестку дня ставятся не далекие от реальности Красноярского края темы, а именно то, что беспокоит нас сегодня или начнет беспокоить завтра. Модель ООН — это не просто дипломатическая секция увлеченных людей, и не только новый педагогический метод в получении высшего образования, но еще и стратегически важная организация от гражданского общества, работающая параллельно со взрослым правительством.

Большой проблемой остаются сегодня методики в образовательном процессе, которые, безусловно, должны быть ориентированы на прикладной характер, должны быть направлены на решение острых проблем во всех сферах жизни общества и государства. Западный подход в образовании давно строится, прежде всего, на узконаправленном обучении для решения конкретных проблем. Мы не запад, но брать лучшее — наша цель, ведь они так и сделали по отношению к нашему образованию. Во многом проект Моделирования в педагогике, кажется мне очень успешным, особенно после того, как целый ряд решений, принятых в резолюциях Красноярской Модели ООН в будущем был реализован в стране и в крае. Безусловно, это льстит и даже не потому, что правительство и РФ, и субъектов усмотрели полезные идеи именно в наших документах (а ведь мы отправляем резолюции в специализированные ведомства). Но и потому, что именно студенты и школьники старших классов способны в ходе переговоров и тактично организованных дебатов, уже в своем возрасте, приходить к государственно значимым выводам.

Что касается тематики, то нужно ли нам обсуждать «звездные войны и космический мусор», если на бытовой повестке дня у каждого россиянина стоит «продовольственная корзина и прожиточный минимум», а также социальные условия для воспитания ребенка и экология в городе. Чтобы заниматься Космосом нужно решить перечисленные выше проблемы. Однако, есть и международные темы, которые так или иначе, касаются каждого из нас вне зависимости от уровня доходов. Это продовольственная безопасность, демография, экология, информационная безопасность, внутригосударственная стабильность, образование, противостояние однополярному миру и навязыванию единой формы общественного и государственного устройства. На повестку дня стоит ставить не «международные интриги и скандалы, права сексуальных меньшинств, долготянущиеся споры между государствами в форме нескольких спорных островов, например. Моделировать нужно основопологающие явления, от которых зависит судьба человечества и граждан России, а не итог дипломатических перепалок.

На повестке дня 7-й Модели ООН 2013, например, стояли темы: профилактика голода, механизм повышения рождаемости в России и профилактика депопуляции русского населения, контртеррористические меры на массовых спортивных мероприятиях, наведение порядка в области нелегальной миграции, а также приведение в порядок механизма работы Совета Безопасности ООН, резолюции которого иногда обходятся стороной через блок НАТО.

Что касается тех решений Моделей ООН, которые можно назвать экспертным продуктом для внешней политики России, то можно говорить о прогнозе молодыми делегатами дипломатической победы МИД России в Сирийском вопросе. Еще в 2012 г. в резолюции СОВБЕЗА № 7 (2013) 10 января под пунктом 8 мы призвали «оценить внутригосударственные настроения в самих США и прогнозировали общественную нестабильность в связи с неудовольствием граждан Америки внешней политикой этой страны». А в сентябре 2013 г. мы узнали из официальных СМИ, что «только 19% поддерживают идею президента Обамы нанести удар по Сирии», как отметила в своем материале Александра Пятницкая: «Как показал проведенный агентством Reuters и компанией Ipsos опрос общественного мнения, 56% респондентов высказались против военного удара США по Сирии, и только 19% поддержали идею о военных действиях. Кроме того, только 29% опрошенных поддержали решение президента Барака Обамы помогать сирийским повстанцам». Подобные настроения действительно начали перерастать в общественный протест граждан США. Не смотря на это, за военное вмешательство в сирийский конфликт высказались лидеры демократической и республиканской партий США. Кроме того, идею президента поддержал и спикер палаты представителей конгресса республиканец Джон Бейнер. Накануне Обама заявил, что он не сомневается в одобрении конгресса по вопросу нанесения военного удара по Сирии. Возникает вопрос, почему официальный курс внешней политики самой демократической страны мира не совпадает с мнением и желанием граждан США?

Пойдем далее и рассмотрим вопрос международной продовольственной проблемы. Исполнительный совет по мировой продовольственной программе ООН предложил создать фонд в который страны G20 будут выделять 1% от ВВП государств двадцатки. Более того, студенты предложили «идею кураторства» государств G20 над «группами беднейших стран» даже с правом руководства их экономической системой, но без права вмешательства в общественно-политическую сферу. Казалось бы звучит неприемлемо и фантастически, но 27 декабря 2012 г. в резолюции № 1 исполнительного Совета мы это подписали.

Что же мы видим буквально через 4 месяца на мировой арене. Страны БРИКС обсуждают вопрос о создании банка по оказанию помощи беднейшим странам мира Индия и ряд других партнеров выдвинули идею создания банка развития «Юг-Юг» под руководством БРИКС, и параметры создания такого банка обсуждаются. Данное предложение было выдвинуто в ходе Саммита БРИКС 26 марта 2012 года.

Однако, были такие решения, которые наоборот опровергались в реальности? Это пункт № 17 в резолюции 8 (2013) принятый на третьей сессии 16 января 2013 года о визовых ограничениях мигрантам. Нам студенческий «Спец.комитет по операциям по поддержанию мира» обсуждал и даже разрабатывал проект введения визового режима, однако, 14 марта 2013 года МИД РФ сообщил о несостоятельности намерений ввести между Россией и СНГ визовый режим. Ограждать Россию от потока нелегальных мигрантов из Средней Азии с 2015 года будет загранпаспорт. По словам посла по особым поручения МИД РФ Анвара Азимова: «Россия дорожит своими отношениями с государствами СНГ и бережно относится к дальнейшему развитию взаимодействия с ними. Речи о введении какого-либо визового режима для отдельных государств СНГ не стояло и не стоит в практической повестке дня». При этом он отметил, что к 2015 г. въезд из безвизовых стран СНГ в Россию, как того и потребовал президент, будет осуществляться не по внутренним (как это происходит с большинством стран содружества), а только по заграничным паспортам.

Тем не менее, мы не останавливаемся в разработке рекомендации по борьбе с нелегальной миграцией. Эту тему мы не бросим. И в этом году мы Моделировали работу «Международной организации по миграции», где ребята предложили на основе мирового опыта более инновационные предложения по борьбе с нелегальной миграцией. Посмотрим, оправдают ли они себя в будущем.

Что касается вопросов не политических, например, культуры и спорта, то молодым дипломатам есть чем гордиться и в данной области. В сентябре 2011 года студенты Института спорта, туризма и молодежной политики — участники 2-й Красноярской Модели ООН в резолюции № 1 SB приняли целый ряд пунктов по развитию дворового футбола. В части первой данной резолюции, за которую отвечал комитет «По развитию спорта в мире» дипломаты от спорта приняли громкий пункт «по обязательной организации футбольных команд на базе каждого образовательного учреждения начального, среднего и высшего образования». Безусловно, процессы популяризации футбола присутствовали в России и в Красноярском крае до нашего заседания, однако, уже по информации из официальных источников партии Единая Россия на август 2013 года под флагом «Единой России» соберется более 700 команд Красноярского края. Финальные игры состоялись в Красноярске в начале октября 2013 года. В прошлом году в турнире приняло участие 731 команда, 36 из них соревновались в финале. Таких масштабов спортивная политика достигла впервые.

Сессия «Бюро по спорту ООН» проходила накануне Казанской Универсиады и было множество предложений, связанных со строительством спортсооружений в обход коррупционных схем, антидопинговых предложений и максимизации прозрачности МОК.

Что касается сферы интернет, которая сейчас является, наверное, первым по популярности электронным СМИ и в то же время самым проблемным, то в рамках Модели мы работаем в этом направлении. Две сессии ЮНЕСКО, на которых как раз ставили вопросы по ограничениям в Интернете. Закон о едином реестре запрещённых сайтов и доменов (Федеральный закон № 139-ФЗ был принят 28 июля 2012 года) наши ребята спрогнозировали уже весной этого же года. Мы не утверждаем, что именно наша резолюция сыграла весомую роль. Наверняка работа по созданию этого Закона шла ранее, да не наверняка, а естественно шла ранее. Однако, важно, что дипломатическая молодежь из народа способна формулировать те же самые идеи, которые принимаются взрослым правительством. Тем более, ранее, чем они принимаются в реальности. А это факт. Как вы помните, вызвал споры сначала законопроект, а потом и закон о регулировании Интернета в России.

Также в рамках 4-й Модели ООН дипломаты на Сессии ЮНЕСКО внесли в резолюцию №1\04UN пункт «о создании экспертной комиссии для международного портала YouTube , которая будет контролировать и согласно выработанным критериям фильтровать загрузку файлов, представляющих опасность нравственному и физическому здоровью пользователей интернет, а также национальной безопасности государства». А уже осенью этого же года был осуществлен для жителей из Омска и Омской области компанией «Ростелеком». Заблокировать доступ к YouTube потребовала прокуратура Омской области, мотивируя это тем, что на YouTube размещен скандальный видеоролик «Невинность мусульман».

Работа в рамках комитета по экологии принесла довольно громкие результаты. Если в ряде резолюции мы обращали внимание государства на детали, то моделируя заседания стран-участниц Киотского протокола мы предложили создать целое министерство. 6 июня 2013 в Государственной научной библиотеке Красноярского края прошла, то в ходе него мы приняли резолюцию КП1\0612, один из пунктов которой, а именно «восстановить министерство экологии на федеральном и региональных уровнях (Министерство экологии Красноярского края)». Следующим пунктом декларировалось «активизация экологического образования в крае с целью привлечения внимания к острым экологическим проблемам». А 4 Сентября 2013 в Красноярском крае появилось министерство экологии. Не знаю экологическое ли оно с точки зрения содержания, однако идеологический момент сразу чувствуется. Как было отмечено в официальном издании Администрации края - газете «Наш Красноярский край» Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края сменило свое название на министерство природных ресурсов и экологии. Соответствующий указ подписан губернатором Красноярского края Львом Кузнецовым. В пресс-службе правительства, пояснили, что переименование связано с тем, что в настоящее время экология в регионе приобретает все больше актуальности, разработаны Экологический кодекс и Концепция экологической политики региона. Кстати, эксперт нашего комитета Г.Т.Левашова директор Центра экологической культуры уже в июне 2013 г. перечисленные выше предложения Администрации уже привела на заседании стран-участниц Киотского протокола. И здесь экспертное опережение реальности. И это замечательно, что мы живем, наконец, в то время, когда идеи гражданского общества становятся рабочими для правительства, а не наоборот.

Мы считаем, что любой студент в принципе обладает психофизиологическими преимуществами даже перед наделенными огромными полномочиями чиновниками, что позволяет нам прислушиваться к мнению каждого учащегося наравне с мнением взрослого эксперта профессионала. Единственное чего может не хватать народному дипломату от студентов – это практического опыта и навыка, однако, теоретическая база и эрудиция в целом, способность к анализу и моделированию заставляет позавидовать. Более того, узкоспециализированные темы у нас рассматривают специалисты.

Например, экономисты моделируют Всемирную торговую организацию, юристы — комиссию по международному праву, инженеры — ЮНИДО (ООН по промышленному развитию), соцработники — Детский фонд ООН и т. д. Ну, самое экзотическое — это студенты радио электронщики, которые смоделировали Международный Союз электросвязи ООН.

Что касается МСЭ, то не стоит вдаваться в подробности, объясняя, что значит для России безопасность в области телекоммуникации. Вспомните «рассказы Сноудена» и зависимость России от чужого программного обеспечения. Союз электросвязи и его решения стратегически важны для нас. Мы должны обеспечить национальную безопасность в интернет, ведь как мы с вами пониманием, через сеть сегодня можно многое.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.